Zero block
Click "Block Editor" to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Tilda Publishing
create your own block from scratch

«Двойник» по повести Ф.М. Достоевского.

Режиссер Валерий Фокин. Александринский театр. 2005 г.

Спектакль «Двойник» по «петербургской повести» Ф.М. Достоевского стал первой работой актера в Санкт-Петербурге после почти двадцатилетнего перерыва, и последней ролью в жизни артиста. Тема «двойничества» была очень важной в творческой биографии Гвоздицкого, она проявилась в таких ролях, как Ученый и его Тень в легендарном спектакле Николая Акимова «Тень» Ленинградского театра Комедии, «Арто и его двойник» Центра им. Мейерхольда (первая совместная работа режиссера В. Фокина и В. Гвоздицкого), она нашла отражение в нескольких ролях В. Гвоздицкого по произведениям Достоевского – Ефимович в «Кроткой» самим актером определялся как своеобразный двойник главного героя, в спектакле «Скверный анекдот» за Пралинским следовал Двойник в исполнении Евгения Горчакова, а в спектакле «Играем “Преступление”» Раскольников и Порфирий Петрович воспринимались не только как антиподы, но и как своеобразные двойники.

Критики считали роль Голядкина-старшего ярким этапом в творческой биографии Гвоздицкого.
Наталья Казьмина писала: «Выбрав В. Гвоздицкого на роль Голядкина, Фокин идеально угадал актера. Гвоздицкий, как никто, чувствует Достоевского. Способен заставить зрителя слушать себя и зримо подает это слово в зал. Он умеет причудливо выпевать, выдыхать, выплевывать эти странные, болезненные исповеди писателя. Умеет сохранить мысль и боль в захлебывающемся словами, задыхающемся монологе» [17, с. 41].

Елена Дьякова назвала роль Голядкина-старшего одной из лучших в творческой биографии актера: «Кажется, это одна из лучших ролей Гвоздицкого. Поэтикой полужеста, бормотания, нервного вскрика с комком в горле он владеет, как немногие. “Петербургская гофманиана” – его стихия. Господин Голядкин – смятенная, ветром гонимая, церемонная, возвышенная, тщеславная душа» [11].

Виртуозной посчитала игру Гвоздицкого Елена Герусова: «Болезненные переживания титулярного советника – чванящегося, желающего всех осадить и стесняющегося самого себя – “голядки этакого”, желающего выказать обществу благородное презрение и быть принятым, виртуозно играет Виктор Гвоздицкий» [9].

Дуэт Гвоздицкого и Девотченко был воспринят критиками неоднозначно. Кому-то, как Артуру Соломонову, этот дуэт показался убедительным: «Основное пространство отдано героям Виктора Гвоздицкого и Алексея Девотченко. Оба играют замечательно. Существование Гвоздицкого (Голядкина) до появления на сцене Девотченко-двойника – томительное ожидание» [10].

От точности партнерской игры зависела атмосфера спектакля, по мнению Марины Токаревой: «Гвоздицкий воплощает “достоевское начало”, играет драму унижения, непрерывной оскорбленности. Его Голядкин колеблется между фантастическим и реальным миром, между вымыслом и умыслом. Двигается от отталкивающего “Голядки” к облику трагического Пьеро, от суеты и крысиного мельтешения к тихому: “Я не ветошка! Не ветошка!”, брошенному в зал с такой силой, что, кажется, слышишь гамлетовское “...играть на мне нельзя!..”. Гвоздицкого оттеняет точный партнер. Девотченко играет резко: вначале “кукла” учится подчиняться, копирует старших. Затем сорвет с себя шевелюру-парик, станет хозяином, бритым “уголовником” с блатными замашками; вместо душещипательной гитары в руки скакнет разудалая гармошка» [12].

Евгений Соколинский писал: «Надо заметить, баланс между двумя Голядкиными на премьере и в последующих спектаклях существенно менялся. Первоначально детальная, негромкая игра Гвоздицкого “тушевалась” на фоне энергичной, броской игры Алексея Девотченко. Движения Гвоздицкого замедленны – у Девотченко стремительны; речь Гвоздицкого нарочито невнятна, с заиканием, у Девотченко – четко артикулирована, репризно подана. Если Девотченко по своей стилистике – персонаж из сегодняшнего дня, то Гвоздицкий – из XIX века. <…> На более поздних спектаклях двух главных протагонистов удалось сбалансировать, хотя подвижность Якова Петровича – Девотченко не может не привлекать (или развлекать) в противовес изнуренности Якова Петровича - Гвоздицкого» [22, с. 194].

Ирина Алпатова предположила, что трактовка образа В. Гвоздицким не вполне совпадала с режиссерской: «А в спектакле между тем вырисовывается еще один двойник. По крайне мере, кажется, что восприятие Голядкина режиссером и артистом существенно разнится. И если первый предлагает жесткость оценки, то актер настаивает на сопереживании. Сам Гвоздицкий – артист парадоксальный. Абсолютно послушный режиссерской воле, он в то же время умудряется предъявить залу и свое видение. Не разрушая тем самым продуманности режиссерской концепции, но внятно намекая на возможность иного решения. Голядкин Гвоздицкого одержим “мировой скорбью”, не слишком склонен к иронии, порой чрезмерно трагичен. Но именно это опять-таки парадоксально оставляет зрителю, желающему самому во всем разобраться, простор для собственного свободного восприятия» [18].

Именно в спектакле «Двойник» Виктор Гвоздицкий вышел на сцену в последний раз 28 апреля 2007 года. Валерий Фокин вспоминал: «Это был последний спектакль “Двойник”, потому что на следующий день Виктор Гвоздицкий уехал в Москву, попал в больницу и уже больше не вернулся. Я знал, что он болен, у него была высокая температура, мы думали, что это просто какая-то инфекция, не понимали, что происходит. Я зашел в зрительный зал где-то в середине “Двойника”, – думал, зайду просто на секунду, взгляну и уйду. И я простоял, наверное, минут тридцать, потому что он играл потрясающе. Он играл как в последний раз. Интуитивно я это почувствовал. Может быть, даже и от физического состояния шла какая-то воспаленность в роли, которая легла на Достоевского, лихорадка, безумие от него прямо исходило. Зал сидел как вкопанный. Я смотрю иногда на ярусы, на зрителей, – так вот, в тот раз тишина была гробовая. Тысяча человек, а как будто пустой зал, как будто нет ни одного человека. Он здорово играл. Я ему потом еще успел сказать: слушай, это было потрясающе. А ему уже было очень тяжело, он действительно, как будто прощался. Прощался с этой ролью, с театром...» [28].
Источники

Книги

1. Богданова П.Б. Два Фокина // Богданова П.Б. Режиссеры-семидесятники : культура и судьбы. – М. : Новое литературное обозрение, 2014. – С. 169-206. – Материал: с. 197-199. Книга в ЭК РГБИ

2. Любимцев П.Е. Гвоздицкий и его двойник. – М. : Navona, 2010. – 447 с. – Материал: с. 412-416. Книга в ЭК РГБИ
3. Соколинский Е.К. Два рода безумия // Соколинский Е.К. Петербургские подмостки : (от перестройки до наших дней). – СПб., 2010. – Ч. 1. – С. 382-389. Книга в ЭК РГБИ

4. Токарева М.Е. «Двойник»: чужое подобье // Токарева М.Е. Сцена между землей и небом : театральные дневники XXI века. – М., 2014. – С. 220-225. Книга в ЭК РГБИ
5. Валерий Фокин: Петербургская поэма / [сост. А. Чепурнов ; пер. на англ. Х. Голдфина]. – СПб. : Изд. Е.С. Алексеева, [200?]. – 52 c. Книга в ЭК РГБИ

6. «Двойник» : [репетиции спектакля / литературная запись А. Чепурова // Фокин В.В. Беседы о профессии ; Репетиции / Валерий Фокин. – СПб., 2006. – С. 213-276. Книга в ЭК РГБИ
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website