Zero block
Click "Block Editor" to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Tilda Publishing
create your own block from scratch
Виктор Васильевич Гвоздицкий – один из самых ярких российских театральных актеров последней четверти 20 века.

Он прожил чрезвычайно насыщенную творческую жизнь, исполнив более 70 ролей в театре. Его творческая биография связана с несколькими коллективами: Рижским ТЮЗом, Ленинградским театром комедии, БДТ, театром «Эрмитаж», Московским драматическим театром им. А.С. Пушкина, Московским ТЮЗом, МХАТ им. А.П. Чехова, Центром им. Мейерхольда, Александринским театром. Он работал с самыми выдающимися российскими режиссерами последней четверти 20 века: М. Левитиным, К. Гинкасом, П. Фоменко, Г. Яновской, Н. Шейко, А. Шапиро, О. Ефремовым, Р. Виктюком, В. Фокиным.


Достоевский – очень личная тема для Гвоздицкого. Герои писателя всю жизнь интересовали актера, и поэтому так много персонажей Достоевского было в его творческой биографии.


В. Гвоздицкий – Парадоксалист. «Записки из Подполья».

Московский ТЮЗ. Фотограф Виктор Баженов. Из фонда РГБИ

В первые годы работы в Рижском ТЮЗе Гвоздицкий исполнил роль Смурова в спектакле «Брат Алеша» В. Розова по повести Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» (режиссер Адольф Шапиро), а последней ролью актера стал Голядкин в спектакле «Двойник» (режиссер Валерий Фокин) в Александринском театре. Именно в этом образе актер вышел на сцену в последний раз в 2007 году. К его наивысшим достижениям относятся роли в спектаклях Камы Гинкаса в Московском ТЮЗе «Записки из подполья» (Парадоксалист) и «Играем “Преступление”» (Порфирий Петрович).

В. Гвоздицкий – Голядкин-старший. «Двойник».
Александринский театр. Фотографы Евгений Люлюкин и Елена Сальтевская. Из фонда РГБИ
В одном из интервью Гвоздицкий свое отношение к Достоевскому объяснял так:

«У меня к нему очень сложное отношение. Я бы никогда сам не выбрал этого автора. Потому что для меня он очень спорная фигура, как человечески, так и по многим другим причинам. Но я не знаю, есть ли что-то интереснее, чем играть Достоевского. Потому что в нем – все, что меня волнует в искусстве: и подсознательный ряд, и загадка, и мука, и Бог, и черт» [1].

Более подробно о своем понимании писателя Гвоздицкий рассказал в беседе с Анатолием Мироновичем Смелянским в 2006 году:

«У меня отношение к Федору Михайловичу тревожное, я его очень боюсь, хотя мне пришлось много его играть. И нет ничего интереснее, чем разбор Достоевского, потому что чувственность невероятная, подсознание, слова, которые запоминаются, вот этот интонационный ряд, вот эти запятые, эти дробушки (ну это по части Тименчика все), ну не случайно же он совершенно дробит фразу, делает ее короткой, как будто у него тик языковой, как будто бы он дергается весь, его болезнь стала частью его поэтики» [2, с. 23]. (Роман Тименчик – литературовед, заведующий литературной частью в Рижском ТЮЗе в период работы в этом театре Гвоздицкого).

Отношение В.В. Гвоздицкого к Достоевскому проявилось не только в сценических воплощениях ролей, но и в проведении мастер-класса, посвященного писателю, на 12-м Международном симпозиуме, посвященном творчеству Ф.М. Достоевского (Женева, 2004 г.).


Виртуальная выставка посвящена роли Достоевского в жизни и творчестве Гвоздицкого, подходам Гвоздицкого к сценическому воплощению героев Достоевского, роли персонажей Достоевского в творческой жизни актера. Со спектаклями знакомят материалы из фонда РГБИ – фотографии, программы, статьи из журналов и газет, отражающие мнения современных Гвоздицкому критиков, книги из библиотеки В.В. Гвоздицкого. Материалы о спектаклях сопровождает подробная библиография: представлены электронные копии статей из журналов и газет из фонда РГБИ, даны ссылки (выделены цветом) на описания книг в электронном каталоге РГБИ (ЭК РГБИ).

Автор концепции, куратор: Титунова И.Б.
Подбор фотоматериала: Чанышева Д.Я.
Дизайн-макет, вёрстка: Никитина Е.В.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website