Zero block
Click "Block Editor" to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Tilda Publishing
create your own block from scratch

«Записки из Подполья».

Пьеса К.М. Гинкаса по повести Ф.М. Достоевского.

Режиссер Кама Гинкас. Московский ТЮЗ. 1988 г.

Спектакль «Записки из Подполья» стал второй совместной работой Виктора Гвоздицкого с режиссером Камой Гинкасом после легендарного спектакля «Пушкин и Натали». О спектакле «Записки из подполья» друг В. Гвоздицкого, актер, режиссер, чтец, театральный педагог, автор книги о Гвоздицком, П.Е. Любимцев, писал: «Первым спектаклем Гинкаса, выдержанным с начала до конца в законах агрессивно-игрового театра, стали “Записки из подполья”; наиболее последовательным воплотителем идей режиссера оказался Виктор Гвоздицкий – Парадоксалист. “Подпольный человек”. Он в этой роли проявил необыкновенное мужество; выполняя задания постановщика, не побоялся быть омерзительным. <…> Актерское бесстрашие, даже бесстыдство заключалось тут именно в исповедальности. Это и зрителей задевало, “цепляло” по-настоящему» [3, с. 297, 299].

И здесь мнение зрителей и критики разделились. Многие относили образ Парадоксалиста к вершинам творчества Гвоздицкого, однако после премьеры ряд критиков не приняли натуралистичность спектакля. По воспоминаниям очевидцев, некоторые зрители с мест вступали в споры с героем, многие покидали зал.

Критик Капитолина Кокшенова писала о спектакле: «Режиссер увлекся отрицанием, насытил “мерзкой плотью” мерзкие мысли героя. “Укрепил” их физиологичностью, натуралистичностью. Гинкас снизил мысль Достоевского до уровня современного коммунального сознания, сладострастно выставляющего свои страдания напоказ…» [11, с. 179].

С ней не соглашался Юлий Смелков: «В. Гвоздицкий играет своего Парадоксалиста точно по Достоевскому, не пряча всей его неприглядности, даже подчеркивая ее, но одновременно вызывая жалось к нему, искалеченному своей вывернутой натурой. Он и человеком то может себя почувствовать, только унизив другого, растоптав его. И это адресовано юному зрителю? Да, ему. Потому что и в его душе коренятся подобные противоположности, потому что и он раздираем» [4].

Эту же мысль продолжала Нина Агишева: «Несмотря на отталкивающее впечатление, которое производит внешний вид и все поведение героя, парадоксы его прямо-таки завораживают, попадая в самые болевые точки нашей общественной и нравственной жизни» [8].

Осмысляя значение этого спектакля для театрального процесса 1980-х годов, Полина Богданова писала о вневременном характере роли В. Гвоздицкого и поднимаемых в спектакле проблем: «Он [Гвоздицкий] играл, конечно, не в бытовом ключе. Его герой не имел принадлежности ко времени, эпохе, стране, городу и так далее. Гвоздицкий играл некую метафору человека, доведенного до последней степени самоотрицания и скрытой агрессии к окружающему, человека, который есть “никто”» [1, с. 95].

В 2011 году Кама Гинкас еще раз обратился к повести «Записки из подполья», поставив телеспектакль «По поводу мокрого снега», в котором роль Парадоксалиста исполнил последний сценический партнер Виктора Гвоздицкого – Алексей Девотченко. Памяти В.В. Гвоздицкого Гинкас посвятил спектакль «Записки сумасшедшего» по Н. Гоголю (2010), в котором главную роль также исполнил Алексей Девотченко.

Источники:

Книги

1. Богданова П.Б. Соло Камы Гинкаса // Богданова П.Б. Режиссеры – семидесятники : культура и судьбы. – М. : Новое литературное обозрение, 2014. – С. 83-113. – Материал: с. 92-95. Книга в ЭК РГБИ

2. Гладильщиков Ю.В. Театр и Эрос. – М. : Союзтеатр, 1990. – 44 с. – Материал: с. 6-7. Книга в ЭК РГБИ
3. Любимцев П.Е. Гвоздицкий и его двойник. – М. : Navona, 2010. – 447 с. – Материал: с. 297-300. Книга в ЭК РГБИ
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website